«2020-й был полон событий, которые аукнутся и в 2021-м». Каким видят уходящий год автодилеры

Авто | 31 декабря 2020

2020 год оказался для белорусов непривычно богатым на события и потрясения. Многие из них непосредственно повлияли на автомобильный рынок страны. Мы поинтересовались, что изменилось в продажах новых автомобилей, каким этот год запомнили автодилеры и чего они ожидают от наступающего 2021-го.

Взлеты и падения на фоне надежд

Информация о продажах новых автомобилей за последние 5 лет по месяцам опубликована на сайте Белорусской автомобильной ассоциации (БАА). Судя по графику, уходящий год не был простым.

"2020-й был полон событий, которые аукнутся и в 2021-м". Каким видят уходящий год автодилеры

Несмотря на полыхающую во многих странах эпидемию COVID-19 и связанные с этим экономические проблемы, белорусы надеялись, что нас болезнь обойдет стороной. Это отражалось и на продажах новых автомобилей – наблюдалась тенденция постепенного роста, количество проданных авто было чуть выше, чем в 2019 году. К примеру, в январе и феврале 2019-го было продано 3928 и 4673 новых автомобиля соответственно, а в 2020-м продажи составили 3909 (январь) и 5150 (февраль) машин.

Но в конце февраля оказалось, что вирус пришел и к нам. В Беларуси и соседних странах появились первые заболевшие, началось закрытие границ, введение ограничительных мер, закрылись или остались без посетителей кафе, рестораны, кинотеатры, соответственно люди стали терять доходы.

Все это привело к скачкам курса российского, а потом и белорусского рубля, проблемам с покупкой валюты и спровоцировало рекордный рост продаж во всех сферах – люди переводили деньги в товары, скупали бытовую технику, телевизоры и многое другое. Март стал рекордным за последние 5 лет по продажам новых автомобилей – в этом месяце было продано больше 8 тысяч транспортных средств, что почти на 2,8 тыс. больше аналогичного показателя марта прошлого года.

Несмотря на прибыльный первый месяц весны, дилеры понимали, что за резким подъемом продаж последует резкий спад. Так оно и произошло: в апреле спрос на новые авто упал больше чем наполовину и ниже показателей 2018 года, а в мае приблизился к показателям 2017-го – было продано всего 2790 автомобилей.

Летом ситуация начала стабилизироваться: в июне наблюдался постепенный рост, в июле было продано 4894 единицы транспорта, а в августе – 4458. Ко всему прочему добавились проблемы в политической сфере и с кредитованием, поэтому осенью данные продаж колебались от 3757 до 4115 автомобилей, что ниже показателей прошлых двух лет.

"2020-й был полон событий, которые аукнутся и в 2021-м". Каким видят уходящий год автодилеры

Глава БАА: "Не настолько большая трагедия, как все опасались"

Как прокомментировал ситуацию председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич, первый удар автомобильный рынок получил в апреле с первой волной COVID-19. Рынок в I квартале показал прирост 20% в основном за счет рекордных продаж новых автомобилей, которые можно было наблюдать на панической девальвационной волне в марте.

Уже во II квартале продажи упали на 40%. В июле рынок начал восстанавливаться, но следующим ударом стали политические события в стране. Вторая волна COVID-19, к счастью, не так повлияла на рынок, как первая, к ноябрю рынок стал опять восстанавливаться и даже показал прирост к предыдущему месяцу на 10%. Но в целом по году было продано около 52 тысяч автомобилей, то есть падение продаж составило 20% по сравнению с 2019-м.

По мнению Сергея Михневича, это не настолько трагичный результат, как все опасались, поэтому год автодилеры заканчивают с надеждой, что следующий 2021-й будет не хуже. Хотя есть некоторые прогнозы, что падение продаж все же продолжится. Помимо вышеперечисленного снижению продаж также будут способствовать многие факторы, экономические и политические. Но самое важное, что повлияло на рынок в этом году и будет влиять в следующем, – это сжатие кредитования, что не дает всем потенциальным покупателям оформить лизинг и кредит в нужном объеме и на нужных условиях.

"2020-й был полон событий, которые аукнутся и в 2021-м". Каким видят уходящий год автодилеры

Как прокомментировали ситуацию представители автомобильных дилеров, кроме перечисленных факторов на продажи в большей или меньшей степени повлияли и другие события, такие как действие 140-го указа и растущая популярность электромобилей, поддерживаемая государством, а также страх людей перед возможным снижением доходов и желание дождаться более спокойного и понятного времени для того, чтобы брать на себя кредитные или лизинговые обязательства.

Что же касается предпочтений покупателей, то по итогам 11 месяцев топ-3 популярных марок у белорусов возглавляет Lada, второе место у Geely, на третьем – Renault. Что касается моделей, то самым популярным у белорусов автомобилем за 11 месяцев 2020 года можно назвать Volkswagen Polo, за ним следует Geely Emgrand 7, а замыкает тройку лидеров Lada Vesta.

Дилеры: "2020-й – это пример того, как быстро надо бежать, чтобы оставаться на месте"

Мы поинтересовались, каким этот год запомнился автодилерам и чего они ожидают от 2021-го.

Егор Швед, заместитель директора по продажам Volkswagen: "Однозначно этот год был сложнее предыдущих. Мы увидели, как глобальные тенденции влияют на покупательский спрос локального рынка РБ. Масштабный скачок продаж был в марте и являлся результатом курсовых изменений, которые сформировали ситуационно выгодное предложение и сподвигли клиентов к приобретению новых машин.

"2020-й был полон событий, которые аукнутся и в 2021-м". Каким видят уходящий год автодилеры

Сложности политического ландшафта в III квартале смазали ожидаемый рост рынка во второй половине года. Помимо нового поведения потребителей и экономики это привнесло постоянное изменение, трансформацию условий работы и ожиданий. Да, это добавило нам сложностей и скорости в работе, но, что примечательно, на цене автомобилей у нас это никак не сказалось.

Предпочтения в этом году у покупателей Volkswagen не изменились. Самыми популярными традиционно являются Polo и Tiguan. Большую роль сыграл вывод нового Polo. А сейчас на наших глазах раскрывается еще одна премьера – это появление нового Tiguan, который уже представлен в наших автоцентрах. 

Что касается прогнозов на следующий год, мы работаем с различными данными. Прогнозы колеблются от 35.000 до 50.000 проданных автомобилей в год. Такой диапазон ожиданий скорее предусматривает стабилизацию рынка или его снижение. Мы, со своей стороны, за 2020 год набрались опыта работы в постоянно меняющейся среде, "подкачали" новые навыки и компетенции и готовы очень гибко и быстро реагировать как на спрос и пожелания наших клиентов, так и на положительные изменения внешней ситуации. Также ждем выход Volkswagen Tarek, который будет еще одной ожидаемой звездой в модельном ряду VW".

Сергей Крек, руководитель отдела продаж Toyota и Lexus: "Начало года было спокойным и вполне обычным: январь и февраль – это, как правило, месяцы, когда покупатели ожидают суперпредложений на склад авто производства предыдущего года. Мы также распродавали свои авто с хорошими скидками, многие клиенты этим воспользовались.

В марте мы реализовали почти двухмесячный план, и этот результат был ограничен только наличием авто на складе. Доллар вырос, упал российский рубль, население стало активно избавляться от денег и покупать автомобили. Мы распродали все авто в наличии, а уже в последних числах марта пришла информация о карантине в РФ и закрытии границ, о приостановке производств в России, Турции и Японии. Мы остались без машин, шоурумы пустовали вплоть до середины мая. Мы попали в производственную и логистическую яму. Производство Toyota в РФ возобновилось в середине мая.

"2020-й был полон событий, которые аукнутся и в 2021-м". Каким видят уходящий год автодилеры

Следующий всплеск – июль, девальвационные ожидания на фоне приближающихся выборов. Этот месяц также был довольно успешным в продажах для обоих наших брендов.

В августе рынок и спрос начали падение. Продажи вслед пошли вниз. Падение продолжилось до октября, только в ноябре пошло оживление.

Что касается Lexus, то на сентябрь и октябрь пришлась производственная яма из-за остановки производств в Японии. Мы жили с минимальным складом и формировали будущие контракты, продавая по 7 авто, что в 2-3 раза ниже возможного спроса в такой период. Ноябрь был более активным, декабрь пока складывается на уровне ноября.

Относительно прошлого года рынок упал. Мы работаем всего полтора года, поэтому можем сравнивать только со второй половиной 2019-го. Второе полугодие 2020 года было для нас практически равнозначным по продажам Toyota (плюс 2 процента) и чуть слабее (минус 11 процентов) по продажам Lexus за счет провала по поставкам авто в сентябре – октябре.

Также во втором полугодии с наступлением политического и экономического кризиса значительное влияние на объемы продаж оказали ограничения по рублевому финансированию сделок со стороны банков: высокие ставки, более жесткие требования к кредитополучателям, прекращение выдачи кредитов в принципе на неопределенный период.

Что касается предпочтений клиентов, популярные модели Toyota – это обновленный в конце 2019 года RAV4 и бизнес-седан Camry, а также Land Cruiser Prado и 200. У Lexus самым продаваемым является кроссовер RX, а также его "младший брат" среднеразмерный кроссовер NX. Клиенты и Toyota, и Lexus отдают предпочтение средним комплектациям, а также хорошо оснащенным авто с максимальным набором опций, более мощными моторами и на "автомате".

2021 год ожидаем более позитивным. Очевидно, что значительного роста рынка авто не будет, но доля наших марок будет расти, глядя на ближайший к нам рынок РФ, где доля Toyota, например, в Москве составляет порядка 5%. В 2021 году ожидаем обновление сразу 4 моделей Toyota Camry и Land Cruiser во II квартале, а в конце года обновятся модели Lexus NX и LX".

Дарья Горбарук, руководитель отдела маркетинга Skoda в Беларуси: "В 2020 году рынок продаж новых автомобилей впервые за несколько последних лет показал сильную отрицательную динамику, к которой мы не были готовы. Свои продажи мы планировали, исходя из устойчивого роста рынка на протяжении нескольких прошлых лет.

На поведение рынка в уходящем году повлияло множество факторов: колебания курсов валют в начале года, вызвавшие сильный всплеск продаж в марте, неровное кредитование, особенно в белорусских рублях. Этот фактор стал очень важным при покупке автомобиля, особенно бюджетного, и сильно повлиял на продажи в этом сегменте в большей степени во второй половине года. Несомненно, влияние оказал и COVID-19, который в том числе дал новое прочтение автомобилю – это возможность сделать перемещения свои и своих близких безопасными. Кроме того, пандемия привела к значительному уменьшению "серого" ввоза из РФ во второй половине года. На решение приобрести автомобиль влияет и растущая популярность каршеринга, и многие другие факторы.

"2020-й был полон событий, которые аукнутся и в 2021-м". Каким видят уходящий год автодилеры

Исходя из прогнозов, сделанных на основе роста рынка последних лет, автодилеры сформировали большие склады, поэтому во второй половине года скидки и распродажи стали неотъемлемым атрибутом практически всех рекламных кампаний дилеров из первой "семерки" брендов, которая обеспечивает продажи 90 процентов новых автомобилей.

Для нас 2020 год планировался как год больших возможностей. Мы практически полностью обновили модельный ряд, вывели на рынок три новые модели: новый Rapid, который продолжил быть нашим бестселлером и в 2020 году, долгожданный Karoq, позволивший нам чувствовать себя еще увереннее в классе SUV A, а в декабре – новую Octavia, которая, это можно уже смело сказать, еще покажет свой потенциал в 2021 году.

К сожалению, в связи с пандемией и неоднократной остановкой производства на заводах в РФ сроки вывода новинок постоянно смещались, продажи на "проектные мощности" выходили с запозданием.

В текущем году у нас многое поменялось. Мы открыли еще один автоцентр полного цикла Skoda на Долгиновском тракте. Теперь у нас только в Минске три автосалона и три сервисных центра. Наша компания много внимания уделила программам замены автомобиля с пробегом на новый в комплексе с программами финансирования – запустили проект "SKODA Финанс". Для тех, кто ищет решение для покупки автомобиля с дисконтом, мы открыли "Аутлет новых автомобилей SKODA", склад обновляется ежедневно. Кроме того, появился департамент корпоративных продаж.

Все это позволяло нам значительно вырасти, но… 2020-й – это пример того, как быстро надо бежать, чтобы оставаться на месте. При общем падении рынка до 21 процента в уходящем году мы прогнозируем свои продажи на уровне прошлого года с увеличением доли рынка".

Новые машины в базе объявлений Автобизнеса

Источник — ABW.by

Проишествия
20 января 2021 В Барановичах водитель заправлялся за счет предприятия 8 Происшествия 20 января 2021 Директора предприятия в Брестском районе подозревают в получении взятки 7 Происшествия 19 января 2021 Витебские следователи разыскивают мужчин, расплатившихся в магазине чужой карточкой 18 Происшествия 19 января 2021 Бобруйчанину грозит уголовная ответственность за оскорбление военнослужащего в интернете 19 Происшествия 19 января 2021 В Минске администратор магазина присвоил около Br10 тыс. и потратил их на азартные игры 22 Происшествия 19 января 2021 В Гомельском районе пьяный пассажир набросился на таксиста 21 Происшествия 19 января 2021 Жителя Бреста задержали за нападение на двух девушек 47 Происшествия 19 января 2021 Рыбак на Припяти провалился под лед — его спасли 27 Происшествия 19 января 2021 В Минске за выходные в 169 ДТП пострадали 2 человека 16 Происшествия