Читатель пожаловался на выход из строя тормозных дисков. Виноваты антигололедные реагенты?

Авто | 23 февраля 2021

В начале года представитель ГПО "Горремавтодор" говорил о новой установке для приготовления рассола, которую в этом сезоне приобрело предприятие. Такой состав предназначен для смачивания соли, препятствует скольжению и не позволяет соли разлетаться при обработке.

Но у некоторых автомобилистов возник вопрос: не навредит ли использование жидкого реагента автомобилям?

Читатель пожаловался на выход из строя тормозных дисков. Виноваты антигололедные реагенты?

Чем обрабатывают дороги в Минске и трассы?

Поводом для написания этого материала послужили жалобы водителей.

"Я постоянно езжу на работу по МКАД. Последние годы замечаю снижение эффективности торможения. Пару километров проедешь – и такое ощущение, что тормоза неисправны. И еще по наблюдениям активно коррозируют тормозные диски, причем не какие-то "левые", а качественные. Другие мои знакомые тоже отмечают подобные проблемы при движении по трассам", – рассказал наш читатель.

Еще один из водителей заметил, что в этом году быстро пришли в негодность недешевые зимние ботинки.

"Может, дорожники стали использовать более агрессивные средства для борьбы с гололедом?" – задаются вопросом автомобилисты.

Помня 2014 год, мы решили отреагировать на обращения. Тогда дорожные службы пробовали обрабатывать проезжую часть отходами от переработки сахарной свеклы, или так называемой мелассой, а водители массово жаловались на черную грязь, которая налипала на автомобили, отбойники и дорожные знаки. Неужели проблема с тормозными колодками – результат очередного эксперимента?

Читатель пожаловался на выход из строя тормозных дисков. Виноваты антигололедные реагенты?

"Никаких новых реагентов последние годы мы не используем, – ответил на наш вопрос заместитель генерального директора по содержанию объектов благоустройства ГПО "Горремавтодор Мингорисполкома" Владимир Латушкин. – У нас два основных вида материалов: галит минеральный марки А – хлорид натрия или техническая соль, а также изготовленная на ее основе ХФА-50 – смесь песка и соли в соотношении 1:1. Смесью обрабатываются улицы, частный сектор. Проспекты, магистральные улицы посыпают чистой солью – там другие требования и выше интенсивность движения автомобилей. При морозах ниже 15 градусов соль перестает работать, поэтому для обработки дорог при низких температурах обычно применяется смесь, состоящая на 95 процентов из песка и 5 процентов соли".

Владимир указал, что за городом дороги обрабатывают теми же реагентами. Все материалы – белорусского производства: соль закупают в Солигорске, песчано-соляную смесь готовят на специальных установках, которые есть на предприятиях ОАО "Макродор" и ГП "Гордорматериалы".

"Хотя мы не раз рассматривали вопрос об использовании более экологичных средств для обработки дорог, пока ничего эффективнее и дешевле соли не нашли. Большинство смесей, которые используются в других странах, тоже изготовлены на основе соли. Закупать в Европе специальные жидкости для обработки дорог слишком накладно. Есть вариант, как в Австрии, использовать для обработки гранитную крошку, однако это тоже приведет к значительному удорожанию обработки, к тому же при таком способе работы возникает много нюансов. Во-первых, крошка будет засорять ливневую канализацию, во-вторых, ее придется после обработки собирать, мыть, сортировать, чтобы использовать повторно. В 2014 году было испытано средство на основе отходов сахарной свеклы, но, попробовав раз, мы от него отказались из-за низкой эффективности и жалоб автомобилистов на черный налет".

Читатель пожаловался на выход из строя тормозных дисков. Виноваты антигололедные реагенты?

О том, что соль портит обувь, негативно влияет на придорожные насаждения, лапы домашних животных и кузова автомобилей, говорилось немало. Поэтому частично снег с солью с улиц вывозят. В городе он отправляется на снежные свалки, которые есть практически в каждом районе. Также на улице Машиностроителей работает снегоплавильная установка, где снег тает за счет тепла сточных вод, после чего очищается и отправляется вниз по течению Свислочи. Этот способ более экологичный, но станция в Минске всего одна, поэтому свозят сюда снег только из близлежащих районов – Ленинского, Партизанского и Заводского.

"Относительно испорченных тормозных дисков жалобы от автомобилистов к нам не поступали. Водители недовольны тем, что для ускорения таяния снег могут выбрасывать на проезжую часть. Дело в том, что для вывоза оставшегося после очистки проезжей части снега требуются значительные ресурсы, поэтому иногда в теплую погоду его выбрасывают на проезжую часть, где он тает под колесами проезжающих машин. Однако этот метод используется не первый год и вряд ли может привести к проблемам с тормозной системой автомобилей", – отметил Владимир Латушкин.

Читатель пожаловался на выход из строя тормозных дисков. Виноваты антигололедные реагенты?

Что касается количества использованной на дорогах соли, то нынешний год не выделяется среди остальных. Например, по состоянию на 21 января 2021 года для обработки улиц с начала зимы было использовано более 28 тыс. тонн ПСС и 27 тыс. тонн чистой соли. Для сравнения: в 2020-м из-за необычно мягкой и бесснежной зимы за этот же период было использовано всего 10 тыс. тонн соли и 7,8 тыс. тонн песчано-соляной смеси. А по состоянию на 21 января 2019 года на улицах оказалось 26 тыс. тонн соли и 39,7 тыс. тонн ПСС.

По словам сотрудников предприятия, соль помогает не только в гололед, но и в снегопады.

"В городе на крупных улицах много полос для движения, поэтому для уборки таких улиц нужно формировать колонну. Это процесс не быстрый, уборка колонной одной улицы тоже занимает много времени, к тому же в сильный снегопад дорога в скором времени снова будет засыпана. Поэтому улицы в первую очередь посыпаются реагентами, которые не дают снегу слеживаться и предотвращают превращение его в ледяной накат, а потом снег убирается".

Читатель пожаловался на выход из строя тормозных дисков. Виноваты антигололедные реагенты?

Что представляет собой установка для приготовления рассола?

Как пояснили на предприятии, чистым рассолом дороги поливать не собираются – он используется только для смачивания сухой соли при обработке, чтобы исключить образование пыли, не позволить соли разлетаться за пределы дороги при сильном ветре, а также чтобы ускорить ее работу.

"Сухой соли при попадании в снег еще нужно намокнуть, чтобы она начала его плавить. Увлажненная же начинает работать сразу же, значит, снег растает быстрее", – рассказал Владимир Латушкин.

Приготовление раствора происходит следующим образом. В установку помещают 200 кг реагента и 1 тонну воды, затем раствор замешивается. После этого снова добавляют соль и воду и опять замешивают. Процесс повторяется до тех пор, пока установка не наполнится, – всего она вмещает 5 кубометров готового рассола. Готовится раствор постепенно, около полутора-двух часов, чтобы не перегружать установку. Количество соли может меняться в зависимости от требуемой плотности.

Читатель пожаловался на выход из строя тормозных дисков. Виноваты антигололедные реагенты?

Затем раствор заливается в один из двух баков автомобиля, во второй засыпается сухая соль. В процессе обработки дороги соль смешивается с рассолом и рассыпается по проезжей части.

В Минске подобная установка одна. Несколько установок для приготовления солевого раствора есть в области – рассол используют для обработки некоторых трасс, так как там проблема выноса реагентов с проезжей части ветром особенно актуальна.

Читатель пожаловался на выход из строя тормозных дисков. Виноваты антигололедные реагенты?

Какой выдалась для дорожников уходящая зима?

Пользуясь случаем, мы поинтересовались, с какими трудностями столкнулись дорожные службы нынешней зимой.

"В начале зимы столкнулись с аномалией – ледяным дождем. Он покрывал дороги ледяной коркой, и если на автодорогах ситуация была контролируемой, потому что там постоянно ездят машины и не дают образоваться наледи, то тротуары становились скользкими, так как противогололедные реагенты просто смывало.

Конец зимы выдался сложным особенно из-за резких перепадов температур – от большого минуса к положительным значениям. Осложняли ситуацию на дорогах ветра. Так, пару недель назад был снегопад, он оказался сложным по температуре – около 14 градусов мороза – и скорости ветра. Ветер осложняет работу в том плане, что разносит реагенты за пределы дороги, тем самым ухудшая качество обработки и увеличивая негативное влияние на экологию. А холодный ветер быстрее остужает дорожное покрытие, вызывая его обледенение".

Читатель пожаловался на выход из строя тормозных дисков. Виноваты антигололедные реагенты?

Кроме того, из-за нескольких резких перепадов температур увеличился объем ремонта дорог.

"В этом году начал разрушаться внешний слой дорог. Есть мнение, что это связано с низкими температурами и их резким повышением. Особенно резко ямочность проявилась после того, как за один день температура поднялась от минус 20 до плюс 2 градусов. Причем пострадали дороги во всех районах, хотя обычно проблемы в первую очередь проявляются на искусственных сооружениях – мостах и путепроводах", – рассказал Владимир Латушкин.

Как пояснили на предприятии, к ремонту дорог сотрудники готовы: "План по ремонту улично-дорожной сети составляется обычно зимой, но всегда корректируется весной, так как именно в этом сезоне проявляется большинство проблем. Где это необходимо, мы будем делать упор на полную замену полотна".

Читатель пожаловался на выход из строя тормозных дисков. Виноваты антигололедные реагенты?

А как обрабатывают дороги у соседей?

Например, в Москве дороги и тротуары обрабатывают твердыми, жидкими, смешанными и комбинированными ПГМ. Они изготовлены на основе хлористого калия и натрия.

Твердые ПГМ содержат в составе хлорид натрия (та же, что и у нас, пищевая соль) и формиат натрия (соль муравьиной кислоты). В комбинированные добавляют мраморную крошку. Жидкие состоят только из соли и муравьиной кислоты, разведенных водой.

Жидкими материалами обрабатывают лишь автомобильные дороги при температуре до минус 5 градусов для предотвращения образования льда на покрытии. Твердые ПГМ также используют для проезжей части, если температура опускается ниже минус 5 градусов. А комбинированные ПГМ с крошкой применяют для обработки пешеходных зон и тротуаров.

Читатель пожаловался на выход из строя тормозных дисков. Виноваты антигололедные реагенты?

Наш вердикт

За последние годы в вопросах антигололедной обработки дорог значительных изменений не произошло. Несмотря на призывы экологов, дороги все так же посыпают самыми доступными и дешевыми материалами: солью и песком.

Что касается новоприобретенной установки, дорожники уверены, что ее использование не скажется негативно на состоянии автомобилей белорусов, тем более что чистыми рассолами с добавлением муравьиной кислоты давно поливают дороги в Москве. В то же время использование рассолов у нас поможет несколько снизить вред для придорожных насаждений, потому что соль будет меньше разлетаться и попадать за пределы проезжей части, и, возможно, незначительно снизит расход реагента и ускорит время таяния снега.

Капоты в базе объявлений Автобизнеса

Источник — ABW.by

Проишествия