«Этот год войдет в историю». Как белорусский авторынок пережил 2020-й

Авто | 1 января 2021

COVID-19 и выборы серьезно повлияли на все сферы жизни белорусов. Как этот год пережил рынок "бэушки"? Автобизнес поговорил с представителями различных компаний, которые так или иначе занимаются подержанными автомобилями.

"Этот год войдет в историю". Как белорусский авторынок пережил 2020-й

"В 2020 году рынок подержанных авто в РБ встретился с очередными трудностями, – рассказывает Надежда Чухольская, ведущий специалист по маркетингу "Атлант-М Авто с пробегом". –Значительное удорожание кредитных ресурсов и существенные изменения в модели потребления, обусловленные COVID-19, сказались не только на количестве продаваемых авто, но также и на критериях, которыми руководствуются покупатели машин с пробегом.

Предпочтение стало отдаваться экономичным автомобилям, возраст которых в среднем составляет 3-5 лет. Дизельные универсалы и премиум-сегмент старше 10 лет уже не так популярны, как пару лет назад, хотя спрос на них остается. Рынок "бэушки" в Беларуси значительно "помолодел" за последние годы и стал более цивилизованным: всё больше дилерских площадок, всё меньше рынков и "серых" посредников".

"Этот год войдет в историю". Как белорусский авторынок пережил 2020-й

"По сравнению с показателями за аналогичные месяцы прошлых лет сложившаяся в 2020 году ситуация сократила объемы продаж на 60 процентов, – рассказывает Игорь Пирович, руководитель отдела продаж автосалона "Автодом". – Но машины продаются. Комитенты готовы торговаться, что также увеличивает количество совершаемых сделок. Мы убеждены, что покупка автомобиля в нестабильной ситуации оказывается весьма выгодной, так как любой кризис заканчивается, любые проблемы решаются.

Кредит и лизинг – финансовые инструменты, которые по-прежнему имеются в наличии в нашем автосалоне. Поскольку несколько крупных банков приостановили прием заявок на кредиты для физических лиц, это негативно отразилось и на работе нашего кредитного отдела. Но с нами остался крупный партнер ВТБ-банк, который первые три месяца финансирует под 26,9 процента, с четвертого – 29,9 процента до 5 лет. Процентное соотношение машин, реализованных с помощью кредита и лизинга, к общему количеству фактически не меняется, это всегда большая часть всех сделок, что еще раз доказывает, что с помощью автосалона машины продаются лучше. Ситуация существенно поменялась в целом, уменьшилось общее количество продаж автомобилей, но дело вовсе не в ухудшении кредитования. Машин стало продаваться меньше – это факт. Но мы работаем, сделки совершаются, смотрим в будущее с уверенностью".

"Год действительно крайне необычный, но мы просто приняли его "новые условия" и завершаем с исключительными показателями, – рассказывает Дмитрий Больдюсов, руководитель AutoGroup. – Для нас 2020-й стал прорывным годом. Мы серьезно развились в регионах: Гродно, Брест и перезапуск Гомеля. Успешно проработали европейское направление. Стали признанным официальным партнером крупнейшего аукциона аварийных авто IAA. Мы привлекли новых партнеров и заметно выросли в объемах продаж.

Мы видим, что в Беларуси интерес к авто из США по сравнению с 2019 годом вырос практически вдвое (аналитика показывает рост на 94 процента) – это видно с точки зрения как самой емкости рынка, так и роста количества новых игроков. Что не может не радовать! Рынок Европы наравне с рынком США тоже показал темп роста, который незначительно снизился только к концу года, – курсовые разницы сейчас играют важную роль в принятии решения. Приобретение авто с аукционов для белорусов становится еще более привычным делом. Появляется все больше свежих моделей, ярких и даже эксклюзивных экземпляров. Еще никогда на белорусских дорогах не было столько "Мустангов".

Прогнозировать что-либо на 2021 год сейчас хлопотное дельце, слишком много неизвестных. Но автомобили как импортировались, так и дальше будут импортироваться".

"Этот год войдет в историю". Как белорусский авторынок пережил 2020-й

"Формирование белорусского рынка электрокаров в 2020 году можно назвать прорывом, – говорит Алексей Цвирко, соучредитель компании по пригону авто из США WestMotors. – Интерес к сегменту был и до этого, но после обнуления пошлины и НДС на электротранспорт спрос стал расти лавинообразно. Что интересно, документ еще не был принят, а белорусы уже стали заказывать электрокары из США, некоторым даже пришлось хранить свои авто на таможенном складе в Минске, чтобы "растаможиться" уже по нулевым ставкам. В итоге весной и летом спрос на заказ электрокаров постоянно рос. Осенью был небольшой спад, но сейчас мы снова видим тенденцию к постоянному увеличению этого сегмента рынка. 

Откуда такой интерес? Первой причиной явилось вышеупомянутое обнуление ставок. Вторая – снижение цен в США на электрокары, которые ранее считались очень дорогими. Те же Tesla уже можно купить от 25 тысяч долларов, появилось очень много Chevrolet Bolt, которые еще дешевле. Обе модели могут проезжать более 300 километров на одной зарядке, а значит, являются полноценными конкурентами авто с ДВС. Прогнозы на 2021 год? Весьма оптимистичные. Сложно указать, на сколько процентов вырастет рынок, но он точно вырастет. Мы видим, что спрос растет не только на внутреннем рынке, но и на внешних. Уже появилась тенденция, когда к нам за электрокарами приезжают россияне. На соседнем рынке они дороже, поскольку необходимо уплачивать НДС. Кстати, многие белорусы этим пользуются: продают свои “электрички” и заказывают из США ту же модель, но уже по более низкой цене. То есть рост спроса идет в том числе и за счет обновления электрокаров".

Наш вердикт

Как видим, 2020 год был непростым для авторынка, но подержанные машины все равно продавались и покупались, а также ввозились из-за рубежа. Значительно увеличилось количество электротранспорта из-за отмены пошлин, в основном благодаря электромобилям из США. Особенно популярным был импорт авто из Америки в целом. Рынок падал и поднимался снова в связи с событиями в стране и мире. Что будет в 2021-м? Эксперты пока не берутся прогнозировать. На авторынок может повлиять введение налога на авто, который приведет к тому, что от автопарков со старыми машинами владельцы будут избавляться. Это может снизить стоимость дешевых авто. Но как оно будет на самом деле, покажет только время. Надеемся, 2021 год будет лучше 2020-го. 

И все равно при этом рынок жил, жив и будет жить.

Источник — ABW.by