Обряд коляд в деревне Пожежин Малоритского района 8 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Коляды – древний славянский праздник, который символизирует «начало»: начало нового года, нового земледельческого круга. Среди народных обрядов и празднований он издавна занимал первое место в году и продолжался несколько дней. Коляды для многих из нас остаются любимым рождественским обрядом. Традиции и неповторимый колорит удивительного действа, которые передаются из поколения в поколение, – в архивных фотографиях БЕЛТА. Театрализованное представление «Каляды». Участники народного ансамбля «Прыдняпроускія сяброукі». Могилев, 1989 год Участники народного ансамбля «Прыдняпроускія сяброукі». Могилев, 1989 год Фольклорный коллектив показывает в канун Рождества обряд Колядования, 1993 год Первый день Коляд начинался 6 января обрядовой трапезой и считался исключительно семейным праздником. В народе верили: будем все вместе за священным столом, так же вместе и дружно проживем весь год. На второй день Коляд начиналось колядование. Обряд колядв деревне Пожежин Малоритского района Праздник Рождества с обрядом Коляд в поселке МирБарановичского района, 1998 год На колядном представлении в парке имени Горького. Минск, 1995 год Колядные гуляния в деревне Закальное (Любаньский район, Минская область), 2009 год Праздник «Колядки» в деревне Борки Ганцевичского района Брестской области, 2009 год Колядовщики переодевались в традиционные маскарадные костюмы и с песнями-поздравлениями обходили дома. Ганццевичский район, 2009 год Коляды в Строчицах (Минский район), 2008 год Колядные гуляния в деревне Закальное (Любаньский район, Минская область), 2009 год Коляды в Строчицах, 2008 год Возглавлял компанию ряженых «поводырь» – старый седой дедок, который водил на поводке «козу». В древней славянской мифологии она была символом плодородия и благополучия семьи. Коза бросалась то на колядовщиков, то на хозяев, пыталась рогами пободать детей. Потом внезапно затихала и падала на пол. Согласно обряду, колядовщики пробовали оживить ее. Но ничего не выходило. И тогда кто-то начинал песню со славами: «Ой, пан ідзе, каляду нясе, тры кускі сала, каб каза ўстала». Услышав это, хозяйка шла в кладовку и выносила колядовщикам угощение. Увидев подарки, коза довольно быстро «оживала». Коза — один из главных персонажей Коляд. Праздник «Колядки» в деревне Борки Ганцевичского района Брестской области, 2009 год Колядные гуляния в деревне Закальное (Любаньский район, Минская область), 2009 год Любаньский район, 2009 год Компанию колядовщикам составляли также музыкант, запевала, мехоноша и «цыган». Обязательным атрибутом Коляд была рождественская звезда. На празднике «Витебские коляды», 2009 год Колядные гуляния. Любаньский район, 2009 год Коляды в Минске, 1997 год Колядовщиков всегда хлебосольно встречали. За песни и танцы хозяева щедро благодарили орехами, конфетами, салом и колбасой. Люди верили, что если ряженые заглянули в дом, значит год будет наполнен радостью. Ганццевичский район, 2009 год Коляды в Строчицах (минский район), 2008 год «Рождественские святки» в поселке Руба, 1990 год Городской праздник «Пришли Святки к нам на Колядки» в Могилеве, 2005 год Колядные гуляния в деревне Закальное, 2009 год
Коза, Дедок и колбаса – традиции и обычаи рождественских колядок в архивных фотографиях БЕЛТА
