«Моя бывшая»: «Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому»

Авто | 1 января 2021

Пятница – время, когда наши авторы вспоминают свои первые машины в проекте "Моя бывшая". 1 января этому не помеха, а повод – мы приготовили для вас подарок. Сегодня в ностальгию ударился один из старожилов Автобизнеса Иван Кришкевич. Некоторые из нынешних журналистов только пошли в первый класс, а наш дядя Ваня уже палил первые литры бензина за рулем. Предупреждаем: рассказ приправлен щепоткой воспоминаний об автомобильных 1990-х и оцифрованными фотографиями по вкусу.

Материалы проекта:

Андрей Ахрем и Seat Toledo. Как первая машина превратилась в кошмар на колесах

Вадим Зенькевич и Opel Astra Coupe Bertone. Владение первой машиной как одержимость

Владимир Аплевич и пара Alfa 166. Семь лет на троих

– Самым "интересным" для рассказа автомобилем у меня была Sierra, но вы про нее и так уже все знаете, благо она стала героиней целого цикла статей. Довольно подробно рассказывал я и про ее предшественника Renault Logan. Наверное, было интересно написать про "бешеный сарай" Opel Astra с "тем самым" С20XE, с доработанной передней подвеской и блокировкой, который я брал как потенциального "донора запчастей" для своей раллийной машины, но об этом как-нибудь в другой раз. 

Все-таки расскажу о своем первом автомобиле, который пробыл в нашей семье 8 лет, а непосредственно в моих руках 5 лет. Самое главное – воспоминания о нем позволяют перенестись на добрых 20 лет назад. Так что это рассказ не только про машину, но отчасти и про автомобильную жизнь тех лет.

"Зато новая"

"Моя бывшая": "Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому"

Skoda Felicia в нашей семье появилась весной 1998 года. Тогда при бюджете 6000 долларов можно было купить вполне приличную "бэушку" из Европы, но у отца в тот момент уже была 8-летняя Omega, а "для детей" было принято решение купить новый автомобиль, "чтобы не мучились с сервисом". Felicia с карбюраторным 1.3 стоила 6150 долларов, ВАЗ-21093 с инжекторным 1.5 – 6300. 

Оба варианта – в простейшей комплектации, то есть "на веслах", без центрального замка и чего-либо еще. ABS, кондиционер, подушки безопасности? Хорошая шутка! 20 лет назад бюджетник имел гораздо меньший набор оснащения. При этом выбор в пользу "чешки" был очевиден: до того у нас четыре года был Favorit, и в плане надежности он зарекомендовал себя с лучшей стороны. Кто же мог знать, что в августе случится дефолт и "девятка" подешевеет практически в два раза?

"Моя бывшая": "Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому"

Автомобиль мы покупали у белорусского дилера, но ехать за ним пришлось в Вильнюс. Ведь тогда была интереснейшая ситуация: растаможка для физлиц оставалась копеечной, для юридических лиц, в том числе дилеров, – в разы большей. Поэтому товарные машины ожидали покупателей на складах в Литве, Польше или Украине. Когда человек покупал машину у дилера, организовывался тур за ней в соседнюю страну – покупатель сам на границе оформлял свой новый автомобиль. Да-да, вот такие чудные были времена. 

Зачем выпендриваться?

Яркий цвет – это очень удобно! Машина видна издалека, ее сразу замечаешь на самой большой и плотной парковке. Это вам не бордовый Opel, мимо которого можно минут 10 бегать в его поисках…

"Моя бывшая": "Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому"

Машина была зеленая, а вот номера – красные. Кстати, в конце 1990-х в Литве меня периодически спрашивали, чего это я езжу на "транзитах". Они действительно были похожи на наши номера, только у литовцев на один знак больше было – но кто на это обращал внимание? Кстати, буквально через два года "номер" выцвел. Вооружился кисочкой и красной краской – и восстановил. Тогда я еще не знал, что это "строжайше запрещено".

5382 МХ – это сочетание я запомнил мигом, хотя "номер" совсем не "красивый". Отец, кстати, хотел через знакомого "высокого" гаишника сделать интересное сочетание цифр, но тот ему на это сказал: "Зачем выпендриваться, светиться? "Подрежет" или обольет из лужи твоя дочь или сын кого, четыре восьмерки легко запомнят…"

Первая!

Первые километры за рулем "Фелиции" я сделал, не имея "прав", причем совершенно легально! Дело в том, что тогда еще обычным водителям со стажем более трех лет разрешалось обучать вождению на дорогах общего пользования. Мы вешали самодельный знак "У" на заднее стекло, я садился за руль, отец – справа, и мы "накатывали практику" по Минску и окрестностям. Сейчас это кажется невероятным, однако так действительно было можно. 

Но ведь и трафик был совершенно другим. Кажется, машин на дорогах было раза в два меньше, а в каждом дворе в любое время можно было найти свободные места. Вы представляете?

"Моя бывшая": "Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому"

В ноябре 1998-го я успешно сдал на "права" и впервые сел за руль без "подстраховки" со стороны более опытного водителя (если не считать редких поездок по "дачной" дороге). В тот день я, кажется, спалил полбака бензина, катаясь по городу, – просто так, потому что теперь-то могу! 

Первый штраф схватил лишь спустя полгода. Думаете, за скорость? Нарушение правил маневрирования? За стоянку в неположенном месте? За нарушение правил перевозки пассажиров! В салоне было 6 человек, гаишник попался наблюдательный…

"Моя бывшая": "Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому"

Ну а следующий "особенный день" произошел весной 2001-го, когда Skoda перешла в мою собственность, – я выкупил ее у сестры и стал полноценным автовладельцем. Тут все по классике: покупка чехлов и "красивых" колпаков, в первые месяцы – периодические мойки, сдувание пылинок и желание поддерживать все в идеале. Благо это было несложно: автомобилю-то всего три года, пробег под 50 тысяч километров.

За пять последующих лет я добавил еще под 180 тысяч. Точную цифру не скажу по довольно любопытной причине. В какой-то момент я заметил, что одометр откровенно врет, мотая пробег гораздо медленнее, чем должен. На сервисе была выдвинута версия, что поломка случилась из-за того, что одометр часто обнулялся прямо в движении, вот механизм и не выдержал. Как бы то ни было, в дальнейшем сбрасывал счетчик только на месте, а километраж пересчитывал с применением коэффициента 1,3.

Сервис официальный и не только

Вы не поверите, но практически до последнего момента я обслуживал машину на дилерской станции. Во-первых, на тот момент расценки были весьма щадящими. Во-вторых, имея возможность наблюдать весь процесс "от и до", я понял, что обслуживание автомобиля по регламенту подразумевает собой нечто большее, нежели банальную замену масла и фильтров.

Например, во время каждого ТО снималась крышка трамблера, контакты очищались, на них наносилась смазка. Обязательно поднималась клапанная крышка, проверялись и при необходимости регулировались тепловые зазоры клапанов. Да-да, древний шкодовский мотор с нижним распредвалом и штанговыми толкателями клапанов требовал дополнительных операций в обслуживании.

"Моя бывшая": "Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому"

Хотелось бы сказать, что на фирменной станции все делали идеально, но нет, бывало, что косячили. Так, однажды после устранения люфта в рулевой рейке (для этого было достаточно заменить копеечную фторопластовую втулку и произвести регулировку) руль перестал автоматически возвращаться "в ноль" – слегка пережали рейку.

А после замены масла в коробке спидометр перестал подавать признаки жизни – при установке тросика он плохо встал на приводной вал. Но тогда же я понял: косяки могут быть, главное, чтобы их признавали и исправляли. И вот здесь претензий к официалам не было.

"Моя бывшая": "Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому"

И все же некоторые работы я делал "на стороне". Например, карбюратор регулировал у "дяди Васи": специалист старой закалки здорово обслуживал и настраивал "озоны" и "солексы" на "Ладах", но и Jikov на "Шкоде" оказался ему по зубам.

Почти все ремонты сводились к плановой замене отслуживших свое деталей ходовой части, но случались и неожиданные вещи. Самая обидная поломка, которая к тому же обездвижила автомобиль, – выход из строя замка зажигания, причем еще в гарантийный период. Это был один из немногих случаев, когда автомобиль подвел и не захотел ехать.

Не крашена, но бита

Ну и конечно, кузовной ремонт я тоже делал у "гаражников": не хуже по качеству, но дешевле. Сгнила на "Шкоде" только одна деталь – крышка багажника в области молдинга между задними фонарями. Это известная "болячка" данной модели. Под пластиковой накладкой скапливается грязь, ЛКП со временем протирается, за год-другой дело доходит до сквозной коррозии.  

"Моя бывшая": "Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому"

На примере "Фелиции" я понял, что машина может быть вполне себе целой по кузову, но при этом иметь аварийное прошлое. Однажды сестра, не увидев цветник на парковке, врубила в него задним ходом. Правда, тогда обошлось всего лишь слегка помятым поддоном "запаски". А затем как-то отец, уходя от "подрезавшего" его лихача, влетел в бордюр – пришлось менять оба рычага в передней подвеске, рулевые наконечники, колесные диски и мириться не только со вскочившей "грыжей" на одной из шин, но и с тем, что развал правого переднего колеса безвозвратно ушел почти на один градус в "минус".

Что же, спустя несколько лет я практически симметрично отправил в "минус" и левое колесо. Но сделал это красиво, отыскав в чистом поле огромный валун. Сначала пробил им бампер, затем приложился вывернутым колесом, после чего проехал по нему на левом пороге, чуть-чуть не дотянув до заднего колеса. Ну кто же так в полях валуны оставляет!

Гонки, тренировки, снова гонки

"Моя бывшая": "Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому"

Собственно говоря, та история с валуном, пожалуй, самый большой "краш", который я устроил на "Шкоде", что даже довольно удивительно, учитывая, как много ей пришлось пережить всяких тренировок, "покатушек" и любительских гонок. Именно на "Фелиции" я впервые сходил на курсы контраварийной подготовки и открыл в автомобиле новые возможности (оказывается, он может управляться и в скольжениях!), а для себя – новое хобби.

"Моя бывшая": "Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому"

Самой любимой порой года стала зима. Пройдет хороший снегопад – еду на заправку, заправляю полный бак и почти полностью сжигаю его на старой площадке в Боровой, гоняя по остаткам Малого Минского кольца. Именно тогда пошел накат, который затем пригодился в ралли. И тогда же пришло понимание, что двигатель не самое главное в автомобиле, если получать удовольствие, а не ехать на результат.

Так вот, при всех тех нагрузках, при всех тех издевательствах, что я устраивал технике, Skoda не сыпалась и не досаждала проблемами. Единственной неприятностью стал "саморазбор" внутреннего ШРУСа, когда я слишком активно атаковал поворот с упором на снежный бурт и автомобиль на пару секунд встал на два колеса. Резкая разгрузка подвески закончилась тем, что со стороны привода вдруг раздался страшный хруст – и тренировка на этом закончилась. Но и в той ситуации машина позволила доковылять до сервиса и за смешные деньги поменять шарнир.

Это просто техника

"Моя бывшая": "Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому"

И именно тогда пришло понимание, что автомобиль должен быть для человека, а не человек для автомобиля. Когда машина тебе по средствам, ее обслуживание и даже серьезный ремонт не грозят брешью в личном или семейном бюджете, ты не переживаешь по поводу любой новой царапины. Это просто очередная вещь, чтобы использовать ее так, как ты желаешь, не опасаясь за последствия. И тогда можно получать удовольствие от тренировок, "покатушек", не задумываясь о том, как бы не "поломать игрушку". Если сломаешь – просто отремонтируешь. Собственно говоря, жесткую эксплуатацию я компенсировал соответствующим обслуживанием.

"Моя бывшая": "Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому"

К слову, следующим шагом все-таки стала покупка "корча" специально для тренировок и гонок. Не потому, что "Шкоду" было так жалко, а потому, что после "веселых выходных" была нужна машина, которая гарантированно будет на ходу. Впоследствии вторым автомобилем стала раллийная машина – что очень символично, тоже Felicia. Но это уже совсем другая история.

А потом поставил газ…

Мысль о ГБО пришла в тот момент, когда пробеги подросли до 20 тысяч километров в год. ГБО второго поколения на карбюраторный мотор в тот момент стоило что-то около 400 долларов (против почти тысячи за четвертое), и расчеты показывали, что примерно за год оно отобьется, а дальше будет только экономия. Что же, примерно так оно и вышло, правда, получилось несколько "но".

"Моя бывшая": "Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому"

Во-первых, реальный расход газа и в городе и на трассе выходил под 10 литров – против 8 и 6 соответственно на бензине. Так что "дальнобои" на пропане оказывались не намного дешевле, чем на 92-м, а в городе, да, экономия, но вовсе не двукратная.

"Моя бывшая": "Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому"

Но газ все равно отбился менее чем за 12 месяцев, потому что и пробеги стали под 30 тысяч в год. Все просто: раз появилась возможность ездить дешевле, я стал за те же деньги ездить больше и, разумеется, быстро вошел во вкус. Тем более что и было куда: в год в Беларуси проходило по 40 автомобильных гонок, где я был или судьей, или журналистом, или участником. Но в конечном итоге я же экономил по 400-500 долларов в год, их как раз можно было тратить на "спортивную" тему. Опыт оказался удачным: следующий автомобиль со временем тоже был переведен на газ.

Потом я все компенсировал

Вы видите, тут обошлось без технических подробностей и эксплуатационного трэша. Просто по той причине, что свежий автомобиль не требовал ничего, кроме регулярного обслуживания и плановой замены отслуживших свое узлов, за малым исключением. Слишком скучно? Что же, впоследствии я это с лихвой компенсировал раллийной программой и пресловутой Sierra. Возможно, этот опыт я захотел получить как раз потому, что первый автомобиль был слишком "правильным".

"Моя бывшая": "Машина оказалась слишком надежной, поэтому приключения пришлось искать самому"

Кстати, "свою бывшую" я затем неоднократно встречал в городе. Понятно, что номера на ней уже другие, но как же ее не узнать по тем мелким, но хорошо знакомым мне отличительным признакам? Тут царапинка, там вмятинка, а вон ту штуку я сам на рынке еще в 2005 году покупал. С мая 2006-го она сменила нескольких владельцев (с одним из них даже удалось пообщаться), сейчас, к сожалению, уже имеет довольно "уставший" вид. Но все еще ездит!

В активном поиске. Новые и подержанные машины в базе объявлений Автобизнеса

ТОП объявлений о продаже Skoda Felicia

Skoda Felicia I

1 289 BYN
≈ 500 $

Skoda Felicia I Рестайлинг

1 950 BYN
≈ 756 $

Skoda Felicia I

1 289 BYN
≈ 500 $

Skoda Felicia I

2 063 BYN
≈ 800 $

Источник — ABW.by

Проишествия
17 января 2021 СК ищет укравшую из магазина пуховик женщину 10 Происшествия 17 января 2021 В Стародорожском районе при пожаре погиб семилетний мальчик 8 Происшествия 17 января 2021 В Глубокском районе при пожаре погибли мужчина и женщина 9 Происшествия 17 января 2021 Автомобиль наехал на пенсионерку с внуком на пешеходном переходе в Минске 16 Происшествия 17 января 2021 Минчанин приговорен к 3 годам колонии за порчу имущества и насилие над сотрудником милиции 23 Происшествия 17 января 2021 Тройное ДТП произошло на внутреннем кольце МКАД 22 Происшествия 16 января 2021 В Солигорске перед судом предстанет мужчина за сопротивление сотрудникам милиции 26 Происшествия 16 января 2021 Интернет-мошенник выманил у жительницы Кричева $6,5 тыс. 27 Происшествия 16 января 2021 Водитель лесовоза оставил без электричества жителей деревни в Брестском районе 26 Происшествия