Не «жигуль», а олдтаймер! Если вы решили стать хранителем советской «классики»

Авто | 7 января 2021

От дедушки в наследство достался старый "москвич"? Или на глаза попалась неплохо сохранившаяся "Волга"? В общем, вы задумались, не стать ли владельцем старого советского автомобиля. "Классика" ведь со временем только дорожает. Да и под новый налог не подпадает…

Реальная и надуманная ценность 

Не "жигуль", а олдтаймер! Если вы решили стать хранителем советской "классики"

Действительно, с возрастом олдтаймеры становятся только дороже. Но при условии, что находятся в достойном состоянии. И что еще важнее – действительно представляют ценность. Определение классического автомобиля, олдтаймера, янгтаймера отличается от страны к стране. Но будем считать, что олдтаймер – это автомобиль в возрасте от 30 лет и более, имеющий историческую или коллекционную ценность. А янгтаймер – автомобиль в возрасте 20-30 лет, который претендует на то, чтобы со временем стать ценным олдтаймером. 

Не "жигуль", а олдтаймер! Если вы решили стать хранителем советской "классики"

Некоторые советские олдтаймеры могут быть достаточно дорогими. В первую очередь это представительские ЗИЛы, ЗИСы, особенно если это уникальные бронированные экземпляры, которыми пользовались первые лица СССР. Стоимость таких машин исчисляется сотнями тысяч долларов. Даже "Чайки" могут стоить далеко за 100 тысяч. И это, конечно, недостижимый для рядовых автолюбителей уровень.

Не "жигуль", а олдтаймер! Если вы решили стать хранителем советской "классики"

Другое дело более доступные и массовые модели. Здесь, конечно, в особом почете ГАЗ-20 "Победа" и ГАЗ-21/22 "Волга", но и более современные ГАЗ-24 на хорошем счету. Стоимость таких моделей даже в состоянии "под полную реставрацию" начинается с тысяч долларов, а отлично восстановленные экземпляры могут стоить и десятки тысяч.

Ценность же "москвичей", "жигулей", "запорожцев" в глазах коллекционеров не очень высока, даже идеально сохранившийся или тщательно восстановленный автомобиль, способный вызывать у поклонников сильные эмоции, вряд ли будет дороже 10-15 тыс. долларов. Конечно, если не имеет очень веских на то оснований.

Не "жигуль", а олдтаймер! Если вы решили стать хранителем советской "классики"

Увы, советские автомобили массовых моделей не представляют значимой коллекционной ценности, если только они не принадлежали выдающимся людям. Во-первых, серийные версии выпускались в огромных количествах, а редкие или уникальные модификации (например, модели ВАЗ с роторно-поршневыми двигателями) представляют интерес лишь для узкого круга почитателей марки. Это уже во-вторых: следует признать, что советский автопром был в роли догоняющего, к тому же имеет локальное признание, ограниченное если не бывшими республиками СССР, то странами соцлагеря. За их пределами историческая, культурная, ностальгическая ценность местного автопрома значительно снижается.

Восстанавливать в любом случае дорого

В олдтаймерах ценится аутентичность. Любое отхождение от оригинала, начиная с конструкции и заканчивая оснащением и даже цветовой палитрой, снижает ценность экземпляра в глазах серьезного коллекционера. 

Поэтому у старого автомобиля, чтобы остаться в цене, остается, по сути, лишь два пути: или быть восстановленным "в оригинал", или превратиться в кастом-проект, стать заготовкой для постройки сумасшедшего "хот-рода" или же реплики знаменитого гоночного болида. Так, например, из "пятерки" можно построить знаменитую Lada VFTS. Но в любом случае, будь это реставрация или "проект", стоимость работ и материалов наверняка превысит начальную цену исходного автомобиля.

Не "жигуль", а олдтаймер! Если вы решили стать хранителем советской "классики"

Чем старше модель, тем она, как правило, дороже в восстановлении. Скажем, найти на ГАЗ-21 запчасти сейчас уже сложнее, чем на ГАЗ-24, а с "Победой" все еще хуже. Многие детали интерьера – это уже только новодел, хромированных элементов на 21-й куда больше, чем на 24-й, а их восстановление тоже стоит денег. Плюс само состояние автомобиля: скорее всего, меньше мороки будет с более свежим кузовом "двадцать четвертой". В любом случае реставрация старого автомобиля – дельце не только хлопотное, но и дорогое. 

"Даже если говорим про одну и ту же модель, допустим, ГАЗ-21, бюджет восстановления зависит от состояния самого автомобиля, его комплектности, а также от состояния комплектных деталей, то есть от того, что придется докупать, а что ремонтировать и восстанавливать. Тщательность и качество реставрации тоже может существенно отличаться – это зависит от требований заказчика, уровня и ответственности исполнителей. То есть итоговая стоимость может быть и 10, и 40 тысяч долларов, но и результат будет соответствующий", – объясняет знакомый реставратор. 

Не "жигуль", а олдтаймер! Если вы решили стать хранителем советской "классики"

Собственно говоря, это видно и по рынку (не нашему, где, считайте, ничего достойного нет, а соседнему российскому), где ГАЗ-21 может стоить и 10.000$, и 25.000$. Кстати, рыночная стоимость вполне может быть ниже бюджета качественной реставрации, особенно если говорим о модели, не имеющей высокой коллекционной стоимости. Просто владельцы этих машин не хотят покупать готовый экземпляр, а предпочитают восстанавливать самостоятельно (пусть даже не в буквальном смысле, а с привлечением исполнителей) так, как они это видят.

Не "жигуль", а олдтаймер! Если вы решили стать хранителем советской "классики"

В общем, восстанавливать "по уму" старый автомобиль дорого. И хотя ВАЗ-2103 или "Москвич-408" отреставрировать проще и дешевле, чем ГАЗ-21, это все равно требует значительных временных и финансовых затрат. И при этом на выходе вы получите автомобиль, который будет иметь сравнительно небольшую ценность. Так что считайте, что вам повезло, если посчастливилось заполучить экземпляр, который изначально не требует масштабной реставрации. Но что дальше?

Да мне просто ездить!

Предположим, вы далеки от всех этих коллекционных тонкостей, не собираетесь годами хранить ваш почти музейный экспонат в гараже, а просто желаете ездить время от времени на старом ухоженном автомобиле классической модели, прекрасно понимая, что максимальную ценность он представляет именно для вас.

Не "жигуль", а олдтаймер! Если вы решили стать хранителем советской "классики"

При этом вовсе не обязательно быть владельцем самых ранних версий "Москвича-401", "копейки" или "тройки" (обе эти модели воспринимаются куда более аутентичными, нежели "пятерки" и "шестерки", которые выпускались аж до 2000-х). И вообще гнаться за самым ранним годом выпуска.

Не "жигуль", а олдтаймер! Если вы решили стать хранителем советской "классики"

Имея в своем распоряжении хорошо сохранившуюся (но все равно желательно в максимально оригинальном виде) "восьмерку" или "сорок первый", выпущенный в середине 1980-х, вы на вполне законных основаниях можете называть себя владельцем янгтаймера. Но повторимся: ценность подобная техника будет представлять только для вас и отдельных любителей марки.

Но если вам "просто ездить", то почему бы и нет? Зато вы сами определите для себя уровень допустимой оригинальности конструкции и комплектации, ведь это не снизит того удовольствия, что вы будете получать во время поездок. В конце концов, если автомобиль удалось сохранить до столь солидных лет в достойном техническом состоянии, он уже может считаться не старым "корчем", а классикой.

Не "жигуль", а олдтаймер! Если вы решили стать хранителем советской "классики"

Проблема только в том, что при активной эксплуатации, особенно в зимний период, ухоженный дедушкин раритет рискует быстро превратиться в просто старый и ржавый автомобиль. Либо потребует соответствующих мер по поддержанию надлежащего технического состояния. С учетом возможного дефицита и неожиданно высокой стоимости отдельных "уникальных" деталей это может оказаться непросто и недешево.

Еще один важный момент, о котором хорошо осведомлены владельцы "классики", но порой не задумываются "мечтатели", – уровень ездовых качеств, комфорта и безопасности, который готов обеспечить старый советский автомобиль. Мягко говоря, для ежедневных поездок он может оказаться недостаточным.

Наш вердикт

Не "жигуль", а олдтаймер! Если вы решили стать хранителем советской "классики"

Если у вас не ЗИЛ и не "Чайка", вряд ли ваш ветеран советской постройки со временем принесет большие дивиденды. Если говорим о массовых моделях, то на хорошую стоимость можно рассчитывать лишь при сохранении отменного технического состояния.

Не "жигуль", а олдтаймер! Если вы решили стать хранителем советской "классики"

А значит, забудьте о ежедневной эксплуатации и думайте о том, как сохранить (не на годы, а на десятилетия) кузов, салон и механическую часть в первозданном виде. Как минимум требуется сухой гараж, а еще консервационные работы или же периодический "выгул" и техобслуживание, а это все тоже затраты. В противном случае как бы не довести до ручки ваш олдтаймер!

Не "жигуль", а олдтаймер! Если вы решили стать хранителем советской "классики"

Ну а если вы берете "старичка" как раз для того, чтобы ездить, что же, катайтесь в свое удовольствие. Но тогда – сами понимаете – шансы на то, что он счастливо доживет "до ста лет" совсем невелики. Собственно говоря, кому что надо.

Машины времени. "Старички" в базе объявлений Автобизнеса

Источник — ABW.by