Обещали упрощенную процедуру снятия машин с учета. Стало ли проще после ее введения?

Авто | 4 марта 2021

Транспортный налог заставил часть белорусов суетиться – мало кому хочется платить за машину, которой давно не пользуешься или не владеешь. А причин, по которым собственники автомобилей являются таковыми лишь на бумаге, предостаточно. Тем не менее в глазах ГАИ и налоговой инспекции эти люди все равно значатся собственниками транспортных средств, а значит, обязаны заплатить налог.

Правда, в Налоговом кодексе была предусмотрена некая упрощенная процедура снятия транспорта, непригодного к эксплуатации, с регистрационного учета. И на то, чтобы определить, что это за процедура, Совмину было отведено два месяца. Накануне байнет облетела благая весть: свершилось, "упрощенку" явили белорусам. В чем ее особенность, к кому она относится, а кому новшество не поможет?

Как было до марта

Напомним, что раньше собственникам автомобилей, местонахождение которых неизвестно, можно было снять их с учета для утилизации без предоставления автомобиля на осмотр только при выполнении одного из двух условий:

  • сдав в МРЭО ГАИ свидетельство о регистрации и регистрационные знаки;
  • предоставив документ о промышленной переработке транспортного средства (промышленной утилизации).

При отсутствии или свидетельства, или номерных знаков в заявлении на снятие с учета должны были указываться обстоятельства их утери, а автомобиль необходимо было предоставить на осмотр (сверку номеров).

Как стало теперь

Нужно выполнить один из следующих пунктов:

  • "собственнику сдать в регистрационное подразделение свидетельство о регистрации и (или) регистрационные знаки". "Или" значит либо регистрационные знаки, либо свидетельство (можно и то и другое вместе). То есть полный комплект теперь не нужен,  в ГАИ на осмотр машину гнать тоже не надо;
  • "предъявить документальное подтверждение сдачи транспортного средства в промышленную переработку". Просто того факта, что машину сдали на металлолом, не хватит – нужен документ, который подтверждает переработку (утилизацию) организациями, уполномоченными это делать. Как это происходит и где, мы писали ранее, поэтому останавливаться на этом отдельно не будем;
  • "в регистрационном подразделении отсутствует информация, подтверждающая эксплуатацию транспортного средства в течение не менее трех лет, предшествующих подаче заявления". Это основное новшество, которое принял законодатель. При этом не раскрывается, из каких баз данных или учетов Госавтоинспекция будет такую информацию получать. Предположим, что это могут быть базы данных о регистрации правонарушений, в том числе зафиксированных камерами фотофиксации, базы страховых компаний о выданных страховых полисах, базы "Белтехосмотра", информация о пересечении транспортным средством границы и прочие.

А если всего этого нет?

Показать документы, "номера" или прочие сведения – это, конечно, хорошо. Но что делать, если всего этого нет? Как тогда снять машину с учета без осмотра в ГАИ? Казалось бы, в законе предусмотрен и такой вариант:

"При отсутствии оснований, предусмотренных в части первой настоящего пункта, снятие с учета транспортного средства осуществляется после установления его идентификационного номера". 

На деле в этой части законодатель вносит путаницу. Например, "номеров" нет, документов нет, справки об утилизации нет, но в базе данных нарушений значится, что автомобиль ездит и регулярно превышает скоростной режим. По факту нет ни одного из трех оснований, при которых можно было бы утилизировать авто без осмотра (сверки) в соответствии с новой редакцией п.42 Положения.

Что значит "установление идентификационного номера"? Как эту процедуру можно провести без осмотра, при котором автомобиль должен быть физически предъявлен инспектору ГАИ? Раньше пункт 42 Положения (постановление Совмина №1849) четко обозначал: "В этих случаях транспортное средство должно быть представлено для осмотра", а само понятие "осмотр транспортного средства" юридически закреплено в п.2 Положения.

осмотр транспортного средства (далее – осмотр) – сверка соответствия маркировочных обозначений и других идентификационных данных транспортного средства, его конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик, определяющих тип, марку, модель, модификацию, цвет, тип кузова, записям в сопроводительной документации…

Пояснение понятия "установление идентификационного номера" в новом документе нет. А это новый повод для разногласий.

И, пожалуй, главное. В измененном постановлении Совмина №1849 речь идет именно о снятии с учета для утилизации (п.42), то есть это имеет отношение к тем автомобилям, которые стоят на учете в ГАИ, но по техническому состоянию не участвуют в дорожном движении либо их и вовсе нет в наличии у собственников. А если автомобили уже были сняты с учета, допустим, для продажи, получили временные "номера" ("транзиты"), убыли в неизвестном направлении и информации об их местонахождении нет? Ведь снять авто с учета для утилизации, притом что оно уже снято с регистрации, но по другим основаниям, без регистрации этой машины невозможно. Это значит, что "автомобиль-призрак" все же нужно предоставить в ГАИ. 

Так что изменения изменениями, но они затрагивают лишь определенную часть автовладельцев, машины которых стоят на учете (на железных "номерах"). Остальным же придется искать, и желательно быстрее – иначе платить налог.

Наш вердикт

Казалось бы, была надежда на то, что автовладельцы в полной мере получат ответы на вопросы "что делать, если…?". Но по факту ответов мало. Остается непонятным, из каких источников ГАИ будет брать информацию о том, что транспортное средство не эксплуатируется в течение трех лет? Что делать владельцам автомобилей, которые вдруг выяснили, что фактические собственники сняли авто с учета для утилизации при наличии одного из трех вышеуказанных условий и какие действия при этом ГАИ будет предпринимать, остановив водителя такого автомобиля? Будет ли привязано "установление идентификационного номера" к фактическому осмотру транспорта инспектором ГАИ?

Для получения этой информации редакция Автобизнеса направляет вопросы в ГАИ. Надеемся получить ответ – следите за публикациями!

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.

Источник — ABW.by

Проишествия
19 апреля 2021 Раскрыто убийство девушки, совершенное в Бобруйске более 20 лет назад 6 Происшествия 19 апреля 2021 В Минске разыскивается мужчина, пропавший без вести в конце января 6 Происшествия 19 апреля 2021 В Логойском районе задержан нетрезвый тракторист на самодельном тракторе 17 Происшествия 19 апреля 2021 На «Гродно Азоте» внепланово остановился цех «Аммиак-4» 13 Происшествия 18 апреля 2021 В заброшенном здании в Осиповичах плиты перекрытия обрушились на человека 27 Происшествия 18 апреля 2021 Четыре региональных канала и чата в Telegram признаны экстремистскими — МВД 28 Происшествия 18 апреля 2021 Трех человек спасли при пожаре в Шарковщине 25 Происшествия 18 апреля 2021 Сотрудники ГАИ задержали в Минске нетрезвого водителя с 3,16 промилле 23 Происшествия 17 апреля 2021 Учащийся колледжа задержан за нацистские надписи 43 Происшествия